Традиционное русское печенье
В полноправно фабричном статусе печенье обнаружило себя с изобретением соды.
Упакованное по коробочкам или отпущенное в развес, оно, наконец, стало апеллировать к широким народным массам, заручившись их любовью и поддержкой благодаря своей хрустящей природе и приятной компактности.
Однако для многих из нас важнее и понятнее вкус не фабричной штамповки, а домашних маминых печенюшек. К маме рецепт попадал от бабушки, а к бабушке — от ее бабушки, и все они ревностно хранили его от чужих глаз.
Еще живы в народе традиции печь на Среднекрестье, в четвертую (крестопоклонную) неделю Великого поста, обрядовое печенье из ржаной муки — в виде креста. Бывало, в него запекали зерна хлебных злаков, крестики и монетки. И верили, что такое печенье придаст силы пахарям, принесет исцеление больным и поспособствует хорошему урожаю. Тот, кому на зуб попадался крестик или монета, по обыкновению засевал яровые.
Или — приуроченная к прилету первых птиц традиция кликать-заговаривать весну знаменитыми «жаворонками» — из дрожжевого теста, с глазками-семечками.
Со временем магический смысл этого обряда был утрачен. А его съедобный атрибут мутировал в обычное угощение, которое стали готовить по всяким торжественным случаям: свадьба, крестины или еще какой семейный праздник. Кроме «жаворонков», в российских деревнях издревле выпекали и другие «птичьи» печенья: «воробышки», «снегирьки», «кулики», «сороки», «петушки». К примеру, Каргополье до сих пор знаменито своими «тетерками», которых выпекают из теста, скатанного в жгуты и с фантазией выложенного в виде волн, петель, спиралей, решеток, кругов, растений, фигурок животных и птиц. Тесто готовят на воде, из ржаной муки, с конопляными или льняными семечками, а уже пропеченные «тетерки» обильно смазывают льняным маслом.
|