Экзотическая кухня

По данным международного агентства независимых исследований Datamonitor (DTM.L), мода на экзотические кухни — азиатскую, индийскую, мексиканскую, африканскую и т.д.

— среди жителей европейского континента не только не идет на убыль, но и набирает обороты. Причем, традиционно наиболее приверженные экзотике англичане (благодаря повальной любви к индийскому карри) вскоре рискуют потерять почетное первое место из-за поразившей остальную Европу эпидемии увлечения китайским фаст-фудом. Китайский фаст-фудДаже в Испании — стране, переживающей поистине гастрономическое возрождение, где местные кулинарные традиции возведены в ранг национального достояния, — доля китайских ресторанов на рынке обещает вырасти к концу нынешнего десятилетия как минимум в три раза. Компании, которые производят инкубаторы для куриных яиц обеспокоины тем, что упадет спрос на яичную и молочную продукцию, т.к. львиную долю составят рестораны с умеренными ценами и фаст-фуд.

«Нельзя все списывать на приток иммигрантов и глобализацию, — комментирует итоги исследований Джон Бэнд, независимый аналитик потребительского рынка, — Этому противоречат факты: почему, если приток эмигрантов из Китая в Европе гораздо ниже, чем, выходцев, скажем, из арабских стран, число арабских ресторанов растет не так стремительно? И почему Испания, страна с довольно низкой иммиграцией, также оказалась подвержена этой моде? Скорее, дело в другом. Экзотическая кухня и ее блюда — самый безопасный способ разнообразить налаженную, но слишком „пресную“ жизнь среднего европейца. К тому же, характеристики, например, азиатской кухни — мало жира, много свежих овощей и фруктов, минимальная термическая обработка — отвечают стремлению европейцев к „натуральному“ питанию.

Китайский фаст-фуд

Сейчас много говориться о том, что фаст-фуд — это плохо, имея в виду гамбургеры и картофель фри. Китайская же еда — совсем другой формат фаст-фуда, гораздо более щадящий для организма». На сегодняшний день доля «экзотических» ресторанов на европейском ресторанном рынке еще сравнительно невелика — около 10% (для сравнения в США — 40%, в основном благодаря мексиканской кухне). Но, по прогнозам аналитиков, уже к 2015 году эти десять процентов обещают превратиться в 30-35%, что в денежном исчислении составит около 450 млрд. евро. Сейчас пятерка лидеров экзотической кухни выглядит так: на первом месте китайская кухня (39% от общего числа «экзотических» ресторанов), на втором (в основном, стараниями британцев) — индийская (28%), на третьем — мексиканская (20%). Лишь пятое место японцев в общем забеге аналитики объясняют тем, что японская кухня плохо переносит формат фаст-фуда, к тому же всевозможные суси и сашими так и не пошли в европейские «массы», оставшись увлечением наиболее обеспеченных и образованных слоев общества (а они, понятно, в меньшинстве), в то время как китайскую лапшу с довольствием едят, например, даже водители-дальнобойщики.

Диетологи о китайской и мексиканской кухне

Диетологи, в свою очередь, склонны видеть в экспансии именно дешевого варианта китайской и мексиканской кухни серьезную потенциальную опасность. Известный британский диетолог Элен Вуд так комментирует сложившуюся ситуацию: «Это достаточно острая еда. Уже сегодня многие недобросовестные производители добиваются „китайского“ или „мексиканского“ вкуса с помощью химических добавок и красителей. К тому же за острым соусом сложно распознать качество остальных ингредиентов. Если дело так пойдет и дальше, и контроль стандарта качества останется на совести самих производителей, лет через десять-пятнадцать „вредные“ американские гамбургеры покажутся нам манной небесной по сравнению с химическим соевым соусом и модифицированной лапшой собу».